Карл Булла XIX века – портретист и бизнесмен
Карл Булла появился на свет 26.02.1855 г. в Леобшютце (прусская провинция), в семье немецких купцов. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он вместе с семьей уехал в Санкт-Петербург, где и сделал первые шаги фотокарьеры в качестве ученика в компании «Дюпарт», специализировавшейся на производстве фотопринадлежностей. Приложив массу усилий, фотограф открыл свое первое ателье уже в 1875 году. Оно находилось на Садовой, 61. Через год Карл Булла получил российское гражданство, начал активнее заниматься съемкой и изучением новейших способов фотографирования.
Салонная фотография находилась на пике популярности, поэтому Карл Булла, фотографируя местных жителей, очень быстро стал знаменитым, а основанная им фирма по производству сухих желатиновых пластинок для фотолабораторий позволила реализовать немалый коммерческий талант. К модному фотографу выстраивались очереди из желающих ‒ его портреты отличались от работ конкурентов удивительной для того уровня техники живостью, он умело передавал эмоции, и на снимках получались не однообразные величественные «мумии», а не похожие друг на друга люди.
Карл Булла. Портрет Макса Линдера
Макс Линдер
Фотограф снимал представителей абсолютно всех сословий – от бедняков до высшего общества. Потомки обязаны Карлу Булла фотопортретами знаменитых литераторов и знати, но большую известность ему принесли, конечно, улично-событийные снимки.
Карл Булла. Столовая для бедных. Петербург. Гавань.
Столовая для бедных. Петербург. Гавань.
Еще во второй половине 80-х годов Булла получил разрешение «производить фотоработы» вне стен своего ателье: на улицах, в апартаментах своих заказчиков, во время массовых праздников и событий. Хотя такая фотосъемка была в новинку и не пользовалась коммерческим спросом, Булла закрыл фотолабораторию по выпуску бромжелатиновых пластин и сосредоточился на фотокарьере.
Именно новая технология, пришедшая на смену стеклянным пластинам «мокрый коллодий», позволила снимать на очень коротких выдержках и заготавливать пластины впрок, что дало возможность делать кадры на улице и без использования штативов. Бизнес приносил фотографу неплохие доходы, ведь его продукцию покупали даже за границей, но решение было принято.
Карл Булла. Внутренний вид Пассажа Санкт-Петербурга. 1900
Внутренний вид Пассажа Санкт-Петербурга. 1900
Предпринимательское чутье не подвело К.Буллу: уже в 1894 году властные структуры разрешили выпускать «бланки открытых писем, изготовленных частным образом», которые мы все теперь знаем, как фотооткрытки. На оборотной стороне располагаются бланки и надписи, а на внешней ‒ снимок с видами городов или значимых событий. Эти открытки распространяли в формате международных служб, а значит, они уходили и за границу.фотографии К.Булла С-Петербург фотографии К.Булла С-Петербург фотографии К.Булла С-Петербург фотографии К.Булла С-Петербург
Фотограф открыл типографию и наладил массовый выпуск карточек с собственными работами: видами столицы, уличными сюжетными кадрами, ретушированными снимками. Именно с этого момента фотограф полностью погрузился в событийную фотографию, которая в последствии принесла ему всемирную славу.
XX век и наиболее значимые работы
Булла стал активно заниматься фоторепортажем, снимая повседневную жизнь: булочников, разносящих сдобу; пожарных, воюющих с огнем; сестер милосердия, наводнения, затмения солнца и другие события. Открытки, которые продавали в его ателье, стали пользоваться все большим спросом и скоро «бойкий невысокий фотограф в котелке», как описывали его современники, начал печатать работы в журнале «Нива». Самое популярное иллюстрированное издание впервые опубликовало его снимок в 1897 году и прославило фотографа по всей России.
Карл Булла. Парад лейб-гвардии Конного полка
Парад лейб-гвардии Конного полка
Фотограф получил высочайшее разрешение на фотосъемку торжеств в присутствии императорской семьи, на репортажи с гвардейских маневров. Он работал на самых значимых мероприятиях, снимал запуск первого автомобиля на бензиновом двигателе и празднование 200-летия столицы, делал крупные репортажи (например, сфотографировал все вокзалы от Москвы до Санкт-Петербурга). При этом Карл Булла продолжал работать в жанре репортажно-портретной съемки. Именно к этому периоду относятся наиболее заметные его фотографии: царя Николая II с семьей, оперного певца Федора Шаляпина, живописца Ильи Репина.
Карл Булла. Федор Шаляпин поет с листа на репетиции в зале народного дома.
Федор Шаляпин поет с листа на репетиции в зале народного дома
Карл Булла. Портрет Федора Шаляпина
Портрет Федора Шаляпина
Карл Булла. Портреты знаменитостей
Пирогов, Стасов, Горький и Репин
Горький, Андреева, Нордман-Северова, Репин
Горький, Андреева, Нордман-Северова, Репин
Григорий Распутин с офицерами. Карл Булла
Григорий Распутин с офицерами
Великие княжны Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга. Карл Булла
Великие княжны Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга
К.Булла. Портрет царской семьи
Чтобы сделать серию зарисовок Льва Толстого в неформальной обстановке и в кругу семьи фотограф на две недели перебрался в Ясную Поляну. Съемки получались настолько удачными, что заказчики просили фотографа позировать вместе с ними ‒ сын Карла Буллы Виктор делал портреты фотографа с Толстым и другими известными людьми.
Карл Булла. Портрет Льва Толстого
Лев Толстой и Карл Булла. Ясная Поляна
К.Булла. Портрет Л.Толстого
Портрет Льва Толстого
В быстром и стремительном XX веке слава фотографа была в зените: Карл Булла печатался в большинстве заметных журналов того времени («Огоньке», «Петербургской жизни», «Ниве» и др.). В 1908 г. фотограф получил звание «сословный купец» (а позднее стал обладателем личного дворянского звания), купил роскошную фотомастерскую на Невском проспекте. Она работает до сих пор, храня наследие мастера и его снимки.
фотомастерская Карла Буллы
В это же время уже маститый и заслуженный фотографии получает много наград (от Итальянской, Румынской и Сербской корон, шаха Персии и т.д.), почетное гражданство Санкт-Петербурга. Устав от бурной профессиональной жизни, в 1916 году Карл Булла оставил дело сыновьям, которые тоже были весьма известными. Он переехал в Эстонию, на о.Саарема, где снимал местных жителей до самой своей смерти в 1929 году.
Карл Булла (стоит второй слева) с семьей
Карл Булла (стоит второй слева) с семьей
сыновья К.Буллы
Творческий почерк и наследие
Карл Булла оставил грандиозное количество фотоматериала ‒ около 230000 негативов и снимков, которые сберегли Эрмитаж, Российская национальная библиотека и многие частные коллекции. Архив был сохранен сыновьями мастера, судьба которых сложилась гораздо менее счастливо ‒ оба были арестованы в 30-х годах и погибли от репрессий. Они успели с честью продолжить дело отца: Александр Булла был известнейшим павильонным фотографом, а Виктор работал со всей революционной верхушкой, в том числе и с Лениным.
А.Ф. Керенский с помощниками. К.Булла
А.Ф. Керенский с помощниками
«Волшебство», отличающее Карла Буллу от других, заключается в уникальном симбиозе художественного таланта, технических способностей, чутья и трудолюбия. Он умел вовремя понять, что станет актуальным в мире фотографии и выразить самую суть происходящих вокруг себя событий, сохраняя чувство момента. Именно благодаря этой способности снимки фотографа воссоздают атмосферу того времени, дарят сегодняшней аудитории возможность «побывать» на улицах вековой давности.
Карл Булла. Фотографии
Перед зданием первой студии К.Буллы на Садовой сейчас установлен памятник, а в ателье на Невском организован музей. Каждый, кто хочет приобщиться к истории фотографии, может познакомиться с талантом фотографа.