100% ВИЭ - возможно ли такое?

Мировая статистика показывает рост технологий возобновляемых источников энергии, в то же время темпы роста традиционных мощностей постепенно уменьшаются.

Хотя использование «зеленой» энергетики происходит быстрыми темпами, увеличение их доли в конечном энергопотреблении значительно медленнее, что в основном связано с тем фактом, что все энергоресурсы (возобновляемые и традиционные) увеличивают свои мощности в связи с ростом спроса. В 2014 году 19,2% конечного потребления в мире составили ВИЭ, в 2015 - 19,3%, продолжая увеличиваться в 2016-м.

Подавляющее большинство новых мощностей в прошлом году была введена в развивающихся странах, некоторые из которых стали важными игроками мирового рынка. В развитых странах спрос на электроэнергию рос медленно, а замена значительных объемов традиционной генерации занимает определенное время.

Кроме того, переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии требует изменения в использовании - нужна новая инфраструктура, например, уход от танкеров и трубопроводов к электрическим сетям. В транспорте автомобили, например, нужно переформатировать из двигателей внутреннего сгорания на электроприводы, сейчас уже становится мировым трендом. Многие страны берут на себя обязательства по увеличению доли электротранспорта, в частности Китай и Индия, которая планирует осуществить полную электрификацию транспорта до 2032 года. Определенные шаги в направлении стимулирования электротранспорта делает Румыния, увеличивая субсидии на покупку электромобилей. Прямые субсидии предоставляют Франция, Великобритания, США, Швеция. Так, во Франции, в соответствии с действующим законодательством, транспортные средства, выбрасывают меньше СО2 в зависимости от объема последнего получают единовременную скидку в размере 5 или 7 тыс. Евро. В Великобритании такая скидка может составлять до 25% стоимости нового автомобиля, в Швеции - 4,5 тыс. Евро (программа действовала в 2012-2014), в Японии - 3,4-6,3 тыс. Евро, а в Китае - 4,2-7,2 тыс. евро.

Вместе с тем существуют такие фискальные механизмы стимулирования развития электротранспортного сектора как освобождение от уплаты НДС (Норвегия), разового регистрационного налога (Дания), ежегодного дорожного налога (Германия), налога на служебное авто. В целом же, чем выше уровень субсидий, тем выше темп роста рынка электромобилей. В Украине в 2015 году было отменено 8-процентную ввозную пошлину на электромобили, дополнительный импортный сбор в размере 5%, а также с прошлого года запрещено ввозить автомобили на ископаемом топливе, которым более шести лет.

Традиционная генерация базовой нагрузки (т.е. мощности, которые обеспечивают покрытие постоянного основной нагрузки в энергосистеме, в частности, это угольные, атомные электростанции, а также ГАЭС), начинают терять свое экономическое преимущество и больше не могут иметь первенство в поставках энергии. В районах, где спрос на энергию растет (особенно в развивающихся странах), развиваются новые, более гибкие энергосистемы с использованием возобновляемой энергии.

Ряд стран и регионов, включая Данию, Германию, Уругвай и Кабо-Верде, объединили высокие доли (от 20 до 40%) ВИЭ, демонстрирующий возможность отклонения от традиционной парадигмы базовой нагрузки. Совершенствование технологий прогнозирования и хранения электроэнергии, реакции на спрос, координации и торговли электроэнергией, поставляемой из-за больших балансирующие области является возможностями повышения гибкости системы, которые могут быть использованы для интеграции переменной возобновляемой энергии. Решение о том, какие варианты являются наиболее целесообразными и экономически эффективными, зависят от различных институциональных, технологических и экономических условий. Легкость интеграции сетей также зависит от страны.

Спектр плановых, операционных и институциональных изменений в энергосистеме может быть направлен на разработку инвестиционных стратегий с наименьшими затратами, сохраняя при этом надежность энергосистемы. Поскольку непостоянные возобновляемые источники энергии продолжают дешеветь при росте производительности, стимул их развертывания будет продолжать увеличиваться, двигая новые и существующие системы дальше от парадигмы базовой нагрузки.

Все эксперты в энергетике сходятся в том, что развертывание ВИЭ в будущем продолжится, особенно, учитывая то, что для такого развития необходим технический и экономический потенциал, который сегодня в значительной мере не используется.

Мировая статистика показывает рост технологий возобновляемых источников энергии, в то же время темпы роста традиционных мощностей постепенно уменьшаются

источник: RENEWABLES GLOBAL FUTURES REPORT

На сегодня уже есть успешные примеры перехода отдельных стран, городов на чистую энергетику. Так, например, Коста-Рику можно считать первой страной, что, так или иначе, полностью перешла на возобновляемую энергию. Такие американские города как Аспен, Берлингтон, Вермонт также последовали «зеленому» тренда. В конце прошлого года Лас-Вегас стал крупнейшим городом США, которое отказалось от традиционной энергетики. К 2020 году полностью планирует перейти на чистую энергию Шотландия и Мальдивы. В Исландии уже достигнуто 100% производства электроэнергии и 85% тепловой энергии за счет ВИЭ. Такой активный участник декарбонизации как Германия, на сегодня уже имеет практику использования около 85% ВИЭ-энергии. Оптимизма добавляет тот факт, что даже в Украине есть отдельные примеры полного перехода на ВИЭ, например, село Севериновка. Хочется верить, что таких примеров будет становиться все больше.

Европейские эксперты уверены в возможности полного перехода на чистую энергетику уже в 2050 году и считают, что значительную роль в этом процессе играют частные потребители и общества. Такая уверенность, в частности, влияние на государственную поддержку и бизнес-модели коммунальных услуг, предусматривает привлечение местных общин и частных потребителей прав собственности. Инерция - не только об изменениях инфраструктурных и жилищного фонда, но и нежелание к поведенческим изменениям - а также согласована противодействие традиционной энергетики составляют значительный социально-экономический барьер на пути прогресса. К препятствий развития ВИЭ можно отнести отсутствие соответствующих системных и долгосрочных политик. Значительным сдерживающим фактором развития возобновляемой энергетики в развивающихся странах, доступ к финансированию, технологий и ноу-хау.

Для возможности полного перехода на чистую энергетику невозможно пренебрегать политической и геополитической стабильностью как одной из важнейших предпосылок для достижения цели. Достижения 100% ВИЭ возможно при правильном государственном регулировании, которое должно способствовать устранению основных барьеров для развития сектора, в частности: 1) конкуренцию существующей инфраструктуры ископаемого топлива и целевые интересы стран-экспортеров последнего, до сих пор не смогли диверсифицировать свою экономику, 2) недостаточное осознание общественностью того, что возобновляемые источники энергии уже является экономически конкурентоспособным; 3) отсутствие инвестиций в энергетическую инфраструктуру и искривление рынка, вызванные прямыми или косвенными субсидиями на ископаемое топливо. Важно при этом, чтобы энергетическая политика государства носила долгосрочный характер и предусматривала конкретные инструменты и механизмы для глубокого проникновения технологий возобновляемой энергии.

Татьяна Гайстерко. Киев

Популярное
Святого Спиридона Тримифунтского церковь. / Ломоносовский район, Ломоносов город. / Русские Церкви
Святого Спиридона Тримифунтского церковь. Ломоносовский район, Ломоносов город. В г. Ораниенбауме до 1838 г. было только две церкви: Св. Великомученика Пантелеймона в Ораниенбаумском дворце

К теме архитектура
Архитектура Древней Греции Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого

Храм-подворье святителя Николая Чудотворца в Бари сегодня
Вряд ли в России найдется дом православного человека, в котором бы не было иконы святителя Николая Чудотворца. Точно так же среди нашего верующего народа вряд ли обнаружишь того, кто, помолившись святителю

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы 1) Место праздника в границах православного богослужебного года. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — один из важнейших — двунадесятых — годичных

Дивеево и окрестные святыни – путеводитель для паломников
Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская женская обитель является одной из главных святынь Православного мира. Она, наравне с Афоном, Иверией и Киевом, считается одним из четырёх земных уделов Божией Матери.

Храм Архангела Михаила
Как свидетельствуют некоторые источники, в 1669 году деревянная церковь во имя Архистратига Михаила в селе была отстроена заново. В переписных книгах Московского уезда 1675 года, говорится: "...в Сетуньском

Прохождение Dark Souls III - Прохождение Dark Souls III - Cathedral of the Deep - Храм глубин
Посмотрите левее от костра на той площадке, где вы сражались с The Crystal Sage / Знатоком кристальных чар . Пройдите по дорожке, и вы увидите пару мясников с клеткой на спинах и проповедницу   (толстая

Вечерняя Москва - Первый шаг к храму Будды. В Отрадном открылась буддийская Ступа Просветления
Храм для всех Большая огороженная стройплощадка, песок и гравий, дорожка из бетонных плит – вокруг ступы скоро начнутся полномасштабные работы по возведению стен основного храмового комплекса. А пока

Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор. Экскурсии по Абхазии. Туристическая компания РУСАЛТУРС
Экскурсии Одна из народных легенд рассказывает: «Один местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, животное скрылось в густых зарослях. Охотник преследовал его, и следы крови привели

Кто создал Храм в село Быково – Баженов или Казаков? 1
Не один раз я упоминал про православно-масонский Храм Владимирской иконы Божьей Матери, рядом с которым жил в ранние школьные годы, катался рядом с ним на коньках, вообще привык к его готическому силуэту.

Счетчики